Продолжим, без паники.
Вот информация уже второй год размещенная в интернете на сайте Клуба Аратта.
Размещаю со ссылкой на рессурс -
http://www.aratta.ua/diving_contseption2.html Концепция развития дайвинга, как отрасли туризма в Украине.
*Примечание: в данную Концепцию неотъемлемыми частями входят «Концепция проведения музеефикации подводных объектов» и «Концепция развития дайвинга в Украине» (см. ниже).
0. Введение.
Подводный туризм (дайвинг) – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей туризма в мире. Появление акваланга и рост т.н. «среднего класса», т.е. категории людей, обладающих достаточным количеством свободных финансовых средств и времени, в большинстве своем людей активных, готовых платить за новые впечатления, предопределило резкое увеличение количества подводных туристов. Экономика многих стран, имеющих в своей основе туризм, немалые поступления имеет именно от дайвинга – Египет, Мальта, Шри-Ланка, Хорватия и др.
Т.к. турист находится в нетрадиционной и небезопасной среде – открытой воде, данный вид отдыха относительно опасен и требует предварительной подготовки. С конца 60-х годов прошлого столетия возникают и формируют свои сети общемировые стандартизированные системы подготовки непрофессиональных (по уровню выполняемых задач) подводных пловцов (подводных туристов, дайверов) – PADI, CEDIP, CMAS, TDI и др.
Как и для любого вида туризма, необходимыми условиями для развития дайвинга является наличие двух факторов – субъектов и объектов отрасли, т.е. инфраструктуры и объектов туризма (дайв-сайтов). Спецификой данного вида туризма является расширенное понятие инфраструктуры. Кроме обычных требований по проживанию, питанию, транспортному обслуживанию туристов и проч., присутствуют специфические требования в части наличия специального сертифицированного снаряжения и оборудования (акваланги, компрессоры, костюмы, плавсредства и проч.), и подготовленных сертифицированных специалистов (подводников для проведения экскурсий – дайв-гидов, и обучения новичков — инструкторов).
Дайв-сайты представляют собой природные или техногенные объекты, интересные для осмотра дайверами – ландшафты; затонувшие суда и др. технические объекты; затонувшие города и иные свидетельства жизнедеятельности людей. История объектов, как правило, трагическая, и их относительная недоступность для основной массы обывателей, делает такие объекты особенно притягательными для дайверов.
1. Оценка состояния активов.
Оценим активы: объекты и субъектов отрасли, т.е. рассмотрим подробнее состояние объектов подводного туризма – дайв-сайтов и инфраструктуры.
1.1. Объекты подводного туризма (дайв-сайты). Определение им дано выше.
1.1.1. Природные (ландшафтные) объекты. Распространены повсеместно. В той или иной степени пригодны для погружений (подводных экскурсий). Озера — в западной части страны, реки – в центральной, моря — в южной. Даже на знакомом с детства пляже, сделав два шага в воду и погрузившись, попадаешь в совершенно иной мир. В чем, очевидно, и заключается притягательная сила дайвинга. К негативным факторам относятся сезонные колебания прозрачности воды на реках и озерах (связанные с цветением), практически постоянное отсутствие видимости в Азовском море, и, так радующее пляжников, но огорчающее искушенных дайверов, унылое однообразие подводной части песчаных пляжей, типа Евпаторийских.
1.1.2. Техногенные объекты. Представлены во всем многообразии. От затопленных городов (Ольвия), многочисленных затонувших кораблей, до затопленных глубоководных карьеров. Погружения (экскурсии) в Ольвии возможны только для специалистов – национальный заповедник. Глубоководные карьеры интересны только для обучения и отработки технически сложных погружений. С точки зрения проведения экскурсий, наибольший интерес представляют именно затонувшие корабли и их останки. Они же и наиболее подвержены влиянию человека. Ввиду несовершенства или отсутствия правовой базы, вернее, отсутствия практики применения существующей правовой базы, экономической обстановки и менталитета, они подвергаются массовому разграблению на металлолом и артефакты как мадригалами, так и организованными дайверами, нередко выступающими в одном лице. В связи с большей доступностью специального оборудования, пробуждения интереса к истории и увеличения спроса на артефакты, процессы разграбления памятников культурного и исторического наследия, находящихся под водой приобрели угрожающий размах. Памятники требуют немедленной охраны. Дайверское движение подлежит срочному окультуриванию и координации.
1.2. Инфраструктура представлена в пяти категориях:
1.2.1. Дайв-клубы, как объединения граждан по интересам. Расположены в крупных городах, не обязательно на водоемах, и имеют, как правило, в своей основе структуры, поставляющие оптом и реализующие в розницу оборудование и снаряжение для дайвинга, проводящие обучение. Количество – несколько десятков.
1.2.2. Дайв-центры на водоемах (как правило, имеют статус общественных организаций) — организуют погружения дайверов на дайв-сайты, оказывают услуги по прокату снаряжения и обучению, организуют проживание и трансфер дайверов. Несколько десятков.
1.2.3. Инструкторы (как сертифицированные физлица), на водоемах и вне их, в крупных городах — оказывают услуги по обучению. Как правило, служат своеобразными торговыми представителями оптовых поставщиков снаряжения и оборудования для дайвинга. Несколько сотен.
1.2.4. Сервис на водоемах (физлица — не инструкторы), располагаются, как правило, возле популярных дайв-сайтов. Оказывают услуги по предоставлению плавсредств, прокату и обслуживанию снаряжения, проживанию и питанию дайверов. Несколько сотен.
1.2.5. Мадригалы — асоциальные элементы. Делятся на несколько подгрупп:
1.2.5.1. шарлатанствующие, несертифицированные физлица, выдающие себя за инструкторов, проводящие на несертифицированном оборудовании пробные погружения новичков (интро-дайвинг) с риском для их жизни. В сезон – несколько тысяч.
1.2.5.2. поисковики и сборщики лома черных и цветных металлов, вандалы, разрушающие объекты без эстетических целей, исключительно с целью наживы. Несколько тысяч.
1.2.5.3. «музейщики» и работающие на них — любители старинного вооружения, оборудования, других артефактов от античности до 2-й Мировой войны. Своеобразные эстеты. Также способствуют разграблению подводных объектов. Несколько сотен.
1.2.5.4. «черные археологи» — в характеристике не нуждаются. Наносят непоправимый ущерб не только объектам, но и науке, истории страны в целом. Несколько сотен.
Ввиду отсутствия самоизоляции, связанным с активным перемещением дайверов по миру, в настоящий момент сложилась достаточно высокого уровня устойчивая, самоорганизующаяся инфраструктура дайвинга. Отличается согласованной ценовой политикой, опирающуюся на общемировую практику, подтягивающимся к мировому уровню сервисом. Тенденции развития:
– улучшение и обновление парка плавсредств (самая острая тема);
– окончательное вытеснение устаревшего оборудования советского производства сертифицированным импортным;
– углубление процесса специализации субъектов рынка.
Годовой оборот можно оценить в 10-20 млн. грн. Следует обратить внимание на практически полное выпадение данного рынка из налогового поля и весьма разношерстный правовой статус субъектов отрасли туризма.
Туризм вообще, и подводный туризм, как отрасль, в частности, не может развиваться без туристических объектов. Туристические объекты должны содержаться, охраняться, развиваться (поиск, описание, научно-исследовательская работа и проч.) за счет доходов, получаемых от туризма. Исходя из этих постулатов, формулируем задачу: создание организационно-правовой и финансовой системы отношений участников отрасли подводного туризма. Система должна быть понятной, прозрачной, саморегулирующейся и устойчивой.
2. Постановка задачи:
2.1. (для объектов отрасли). Обеспечить рациональное использование, охрану, музеефикацию объектов,
2.2. (для субъектов отрасли). Способствовать экономическому и культурному развитию участников рынка, обеспечить защиту их экономических интересов, координировать их действия с целью повышения эффективности бизнеса, увеличения его конкурентоспособности.
2.3. (для развития отрасли). Создание информационного продукта формирующего потребность в услугах отрасли и расширяющий круг потребителей.
3. Пути решения задачи.
Процесс освоения (создания) нового сегмента рынка может и должен идти естественным эволюционным путем:
- через образование мелких хозяйств;
- создание регулирующих органов, устанавливающих правила поведения на рынке;
- конкурентную борьбу; слияния, поглощения, разорение, укрупнение хозяйств;
- передела и стабилизации рынка;
- его экстенсивного и интенсивного развития;
- качественного прорыва и предложения нового продукта; перехода на качественно новый этап развития;
- и т.д. и т.п.
Примеров великое множество в любом учебнике по экономике, одним из них может служить освоение Дикого Запада. Вмешательство государства на первоначальном этапе должно быть минимальным:
- законодательная база (правила поведения);
- легализация объекта собственности (закрепление за первопроходцем участка);
- контрольные и судебные функции («шериф»).
3.1. Объекты отрасли.
3.1.1. Ячейкой бизнеса может стать дайв-центр (см. определение выше).
3.1.2. Для ведения бизнеса дайв-центру необходимо иметь объект оного, т.е. подводный памятник, пригодный для проведения на нем экскурсий и, желательно, в своей собственности или управлении (т.е. «застолбить участок»). Такой объект необходимо обнаружить или выбрать из уже известных.
3.1.3. Для ведения бизнеса на объекте (проведения экскурсий) объект должен быть музеефицирован, т.е. доведен до состояния, пригодного для проведения экскурсий. До этого необходимо определиться с его статусом, а еще ранее – провести исследования объекта и, возможно, его поиск.
3.1.4. «Освоение участка» т.е. расходы по п.3.1.3. могут составить несколько десятков тысяч у.е. Логично и правильно переложить все эти расходы на плечи первопроходца, действующего под руководством и наблюдением ответственных организаций, принимающих решения, и контролирующих ситуацию.
3.1.5. «Обустраивать» объект первопроходец будет только после оформления прав собственности или управления на него (или получения гарантий на легализацию). Следовательно, п.3.1.2. должен идти либо раньше, либо одновременно, но с опережением п.3.1.3.
3.1.6. Система контроля, подкрепленная административной (штраф до 170000 грн) и уголовной (лишение свободы до 8 лет) ответственностью должно сдерживать собственников объекта хозяйствования от попыток повреждения, разрушения или уничтожения материальной основы бизнеса (памятника истории) как самим собственником, так и экскурсантами и др. третьими лицами.
Результат: общество приобретает памятники истории, музейное дело – направление деятельности, памятники истории – эффективного собственника или управленца. Особенно следует подчеркнуть, что вся необходимая законодательная база существует.
Подробно аспекты музеефикации подводных объектов изложены в статье: «Концепция музеефикации подводных объектов».
3.2. Субъекты отрасли.
З.2.1. Выработка стратегии и начало функционирования координирующего и регулирующего предприятия – ГП «Укрдайвинг», организующего и курирующего все нижеследующие мероприятия.
3.2.2. Подготовка и инициация законопроекта (вероятно, постановление КМ) о запрете погружений на необследованные подводные объекты, о которых не принято решение об их дальнейшей судьбе: подлежат ли музеефикации?, если нет – допускаются ли на них погружения в тренировочных, либо иных целях?, и т.д. В этом же законопроекте должно быть четко прописано, кто и в какие сроки даст ответы на все вышеперечисленные вопросы.
3.2.3. Отработать межведомственные связи (пограничная служба, СБУ, МВД, ГСОКН, министерство культуры и туризма и проч.).
3.2.3.1. Погранслужба должна фиксировать появление в квадратах расположения подводных объектов плавательных средств и не допускать появление в данных квадратов плавсредств, не имеющих на это соответствующих разрешений.
3.2.3.2. СБУ и МВД должны отслеживать, анализировать и пресекать каналы поступления на рынок и реализации артефактов и характерного металлолома, выявляя не только перекупщиков, но и лиц, непосредственно участвующих в разграблении подводных памятников истории.
3.2.3.3. Министерство культуры и ГСОКН (гос. служба охраны культурного наследия) должны помочь силовым структурам с атрибутацией артефактов, локализовать возможное место нахождения памятника и т.д., оказать посильную методологическую помощь.
3.2.4. «Укрдайвинг» совместно с Госинспекцией по надзору за морским и речным транспортом Украины, Министерством Культуры и Туризма, другими организациями, отвечающими за безопасность, вырабатывают требования по безопасному проведению экскурсионных погружений. Устанавливают единые требования безопасности:
3.2.4.1. для оборудования;
3.2.4.2. для снаряжения;
3.2.4.3. для плавательных средств.
3.2.4.4. по организации проведения погружений (подводных экскурсий);
3.2.4.4.1. – учет дайверов (в т.ч. реквизиты родственников);
3.2.4.4.2. – оформление документа о собственной ответственности дайвера за риск;
3.2.4.4.3. – выполнения всех стандартных сертифицированных требований безопасного проведения погружений.
3.2.5. Совместно с Министерством Культуры и Туризма вырабатываются требования к лицензированию организаторов экскурсий. Попутно решается вопрос налогообложения субъектов отрасли, т.к. лицензии получают только субъекты предпринимательской деятельности, юридические и физические лица, состоящие на налоговом учете.
3.2.6. Определяется порядок перечислений обязательных сборов и платежей причастным организациям. За счет этих сборов возможно финансирование, пусть и частичное, поиска новых объектов, научные исследования.
Результат: Имеем действующую в правовом поле самофинансируемую инфраструктуру. Субъекты конкурируют между собой. Единые требования по безопасности, к флоту и проч., не позволяют им откровенно демпинговать, одновременно подтягивая материальную базу и уровень сервиса к мировому. В результате имеем устойчивую, самофинансируемую, саморазвивающуюся систему отношений между участниками рынка. Система понятна, прозрачна и предсказуема.
Подробно вопросы организации, становления и развития отрасли подводного туризма изложены в статье: «Концепция развития дайвинга в Украине».
3.3. Развитие отрасли.
Вопрос весьма глобален, подробно его рассмотреть не удастся. Концептуально же понятно, что для создание и развития отрасли «с нуля» необходимо создавать две вещи:
- продукт потребления;
- потребность в продукте.
Рассмотрим подробнее.
3.3.1. Продукт – туристическая услуга весьма специфического характера. Как мы рассмотрели выше, для создания продукта у нас есть все необходимое: есть объекты туризма, есть необходимая инфраструктура, есть законодательная база.
3.3.2. Потребность в продукте формируется потребителями продукта, зависит от их количества и определяется информационной средой обитания потребителей продукта.
3.3.2.1. Потребитель продукта (услуги) – приверженец активного и нетрадиционного вида отдыха, физически крепкий, любознательный, с известной долей авантюризма в крови и благосостоянием чуть выше среднего.
3.3.2.2. Количество потребителей растет и имеет все тенденции к дальнейшему росту. Растет количество прошедших обучение сертифицированных дайверов. Растет количество продаваемых специальных зарубежных дайвинг-туров в турагентствах. Растет реализация снаряжения. С учетом неизбежного (хочется надеяться) роста экономики предстоит рост «среднего класса», который и формирует основной приток новых потребителей.
Становится понятно, что приложение усилий необходимо сосредоточить в информационной сфере, на создании информационного продукта. Приветствуются любое обращение СМИ к теме дайвинга вообще. Однако представляется необходимым выделить несколько приоритетных направлений:
- тема привлечения дайверов-любителей для участия в подводных исторических и археологических исследованиях через совместные экспедиционные проекты с профессиональными учеными (близка к теме «зеленого туризма»). Обращаем внимание. Что волонтеры — это не только романтически настроенная бесплатная рабочая сила, это еще создатели и носители информпродукта;
- тема этики поведения дайвера при посещении подводных объектов и\или обнаружении артефактов, воспитания внутренней культуры, способствующей не разграблению, а сохранению культурного наследия;
- тема привлечения спонсоров и меценатов к подводным историческим и археологическим исследованиям.
Личный опыт позволяет с уверенностью говорить о целесообразности вышеперечисленных мероприятий. В августе 2005 года автором была организована подводная археологическая экспедиция в Ольвию, как части ежегодной Ольвийской экспедиции Института археологии АН Украины. За исключением команды судна, остальные участники экспедиции были волонтеры, работающие «за харчи», за возможность прикоснуться к Истории. Проект имел очень хорошую прессу, что позволяет рассчитывать на привлечение для финансирования Ольвийской экспедиции 2006 года спонсора, рассчитывающего на непрямую рекламу и формирование позитивного имиджа компании, как компании, финансирующей научные проекты.
4. Заключение.
В целом, можно отметить, что для старта проекта сложилась благоприятная обстановка. Способствует политическая обстановка – новому руководству министерства культуры и туризма потребуются свежие идеи и новые проекты. Как правило, туризм курирует заместитель министра, а меняют всегда министров. При наличии свежих идей и начинаний у него больше шансов усидеть в кресле после мартовских выборов. В наличии имеются объекты туризма, инфраструктура и законодательная база. Растет количество потенциальных потребителей данной туристической услуги, становится доступнее снаряжение и оборудование. Существует структура, способная грамотно провести исследование и музеефикацию подводного памятника. Существует даже ключевое звено — отраслевая координирующая и регулирующая организация. Осталось вдохнуть в нее жизнь.